КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Конкурс
Новости
Календарь образовательных выставок
   
  ЯЗЫКОВЫЕ ЦЕНТРЫ
Интервью со студентами. Учить или не учить английский
Интенсивные курсы: плюсы и минусы
Интервью с преподавателем.
Карта
   
  ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Голоса ушедших языков
Субкультура на всех языках мира
Учись развлекаясь
   
  МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ
Как я сдавала PET (Preliminary English Test)
Международные экзамены по французскому языку
Таблица по международным экзаменам
   
  ОБУЧЕНИЕ И КАРЬЕРА
Работа переводчика на радио
Я бы в Англию пошел…Пусть меня научат!
   
  ЯЗЫКОВОЙ ТУРИЗМ И ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Образование в Канаде
Новая Зеландия – страна природных и лингвистических контрастов
Обучение за рубежом
   
  ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Детские языковые лагеря в Испании и на Мальте
Учиться никогда не…рано!
Детские международные экзамены. Что это?
Word Pay
   
  ЯЗЫКИ И МУЛЬТИМЕДИА
Дистанционное обучение: знания становятся ближе
   
  ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Сертификат для преподавателей TKT
   
  НА ДОСУГЕ
Puzzles
Crossword
 


Журнал «Иностранные языки PLUS»
осень 2008


 ЯЗЫКОВЫЕ ЦЕНТРЫ  Голоса ушедших языков

Голоса ушедших языков


 Почему так получается, что, оказавшись в другой стране, мы сталкиваемся с языковыми трудностями? Этот вопрос не назовешь новым, он всегда волновал людей предыдущих эпох. По версии одной из самых известных книг планеты — Библии, языковой барьер не всегда разделял людей. Было время, когда все человечество было единым народом, говорившим на одном языке. Поистине благословенное было время.

Однако наука полностью отвергает историю о строительстве Вавилонской башни и разделении народов и языков, выдвигая свою версию событий, произошедших несколько тысяч лет назад.

Итак, время — 7 миллионов лет до нашей эры, место действия — Африка. Мамонты еще не вымерли, ледниковый период не начался, а самым передовым достижением человеческой мысли является палка-копалка. Именно тогда, больше похожий на обезьяну, человек впервые звуками объясняет другому обезьяноподобному то, что он от него хочет. А на другой стороне материка нет ни мамонтов, ни палки-копалки и сам человек совсем даже не разумный.

Получается, что единого народа и языка быть не могло, потому что в зависимости от территории, природно-климатических факторов существенно отличалось умственное развитие индивидов. Начать говорить в одно и тоже время они явно не могли. Расстояния — существенная преграда.

В процессе исторического развития эволюционировали умственные и речевые возможности человека, усложнились отношения между людьми. Общие интересы, проблема выживания приводят к созданию человеческих объединений. Возникают первые цивилизации, главным признаком которых является существование письменности. Мы могли об этом не узнать, но на помощь опять пришла наука. Археологами при раскопках древних городов в Междуречье (область между реками Тигр и Евфрат) были обнаружены глиняные таблички, на которых, при помощи специальной палочки с заостренным концом, были нанесены отрезки разной длины. За каждым таким отрезком был закреплен свой символ, и древние люди, в отличие от современных, легко понимали их значение. Эта система письма получила название клинопись, а цивилизация Шумер, создавшая ее, существовала в IV – III тыс. до н.э.

Еще одним древним языком был коптский или египетский. Сейчас в мире не осталось ни одного человека, свободно владеющего этим диалектом. Поэтому коптский так же, как шумерский, перешли в разряд мертвых языков. Данные о коптском языке мы черпаем из папирусов, каменных стел. Все они заполнены иероглифами. Свою письменность египтяне назвали — «письмо слова бога».

Наверное, больше всего из мертвых языков повезло латинскому. Повезло в том плане, что, несмотря на то, что в разговорной речи данный диалект не употребляется, именно латинский алфавит является основой письменности многих современных языков. Многие слова, научные термины и понятия, используемые в научных и религиозных целях, заимствованы из этой италийской языковой ветви. Его родиной в I тыс. до н.э стала область Лаций, расположенная на западе средней части Апеннинского полуострова по нижнему течению Тибра. Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini), его язык — латинским.

Нельзя также забывать, что существуют исключения из правил. Так мертвый язык может снова стать разговорным. Подобное произошло с ивритом — государственным языком Израиля. История еврейского языка полна неожиданных поворотов и трагических развязок. Во втором тысячелетии до н.э. иврит отделяется от родственных ему языков и диалектов. Во времена, когда власть в Иерусалиме принадлежала римлянам, еврейскому народу было запрещено говорить на их родном наречии. Восемнадцать столетий язык считался мертвым и только в XX веке, при возрождении Государства Израиль, иврит снова становится языком повседневного общения.

Но оставим Благословенную Землю и перенесемся на Туманный Альбион. Здесь, на острове, овеваемом северными ветрами с Атлантического и Северного Ледовитого океана, несколько тысяч лет назад обитало племя кельтов. Древние кельтские языки (в первую очередь континентальные) по своей лингвистической характеристике весьма близки к другим языкам, таким, как латынь и древнегреческий. Этот древний диалект просуществовал до 1800 года, именно тогда умер последний носитель кельтского языка, житель острова Мэн. Но не надо думать, что с его смертью наречие, на котором разговаривали древние друиды (кельтские жрецы) кануло в вечность. Сейчас можно говорить о возрождение кельтской культуры и традиции. Молодые люди — жители Великобритании серьезно занимаются реконструкцией быта и языковых традиций своих предков.

Все же ученым необходимо быть осторожнее, когда они прикрепляют ярлык «мертвый» к языку вышедшему из употребления. Ни один из диалектов, о которых рассказывалось выше, не является мертвым. Создаются клубы и организации, ставившие своей целью изучение языков ушедших цивилизаций. Такие клубы привлекают сотни людей и это в конечном итоге прекрасный пример того, как прошлое объединяет на.

В современных языках мы слышим голоса ушедших эпох и, что важно, у современного поколения есть возможность и желание услышать шепот древних цивилизаций, занимаясь изучением иностранных языков.

Автор Федорова Люба


Версия для печати





Copyright © Study.ru, 2000-2008