Дистанционное обучение: знания становятся ближе
Рынок корпоративного обучения иностранным языкам в последнее время является очень востребованным. Компании-провайдеры совершенствуются в предлагаемых услугах: вариативность программ, способы оплаты курсов, методики все направлено на то, чтобы сделать обучение доступнее, систему оплаты более гибкой, а цену обучения существенно ниже. Одним из направлений деятельности, призванным обеспечить услугой большее количество клиентов с меньшими затратами (как для компании, так и для клиента) является ДО дистанционное обучение. Одна из первых ассоциаций, возникающих при упоминании данного типа образовательных услуг, заочное обучение. Так ли это?
Дистанционное обучение действительно основано на взаимодействии удаленных друг от друга педагога и студента. Но самое главное, что отличает его от заочного типа обучения, это возможность индивидуальных занятий и средства осуществления данного взаимодействия – телекоммуникационные технологии и ресурсы сети Интернет (дис-танционные образовательные технологии – ДОТ).
Фактически, именно развитие информационных технологий способствовало популяризации ДО в формате e-learning.
Именно они позволили внедрить такие формы обучения как:
- Дистанционные курсы на CD и DVD носителях;
- Интерактивные курсы online;
- Форумы и блоги;
- Электронная почта, рассылки;
- Чаты и общение через месседжеры (ICQ) и Skype;
- Теле- и видеоконференции.
Уникальность дистанционного обучения состоит в том, что оно стандартизировано (программа, которую выбирает клиент, содержит установленное количество материала, заданий и тестирований), исключает личностный фактор при обучении (очное взаимодействие преподавателя и студента всегда сопряжено с определенной психологической адаптируемостью, в случае с ДО это обезличенная программа, которая одинаково работает в любой момент времени и для каждого клиента), имеет возможность задействовать несколько систем восприятия информации (образы, звуки, тексты, их последовательность и соотношение в программе способствуют лучшему запоминанию материала), представляет собой систему различных по уровню сложности и внешнему оформлению блоков, направленных на максимальное вовлечение студента (игры, опросы, flash файлы, всплывающие окна с подсказками, быстрая установка связи с другим файломили изображением). Еще одной особенностью, отличающим ДО от привычного спектра программ по изучению иностранных языков, является наличие не преподавателя, а тьютора. Особенностью данной функции является сконцентрированность на организации процесса, а не на содержании курса. Тьютор может выполнять функции, приближенные к преподавательским (в таком случае его обязанностью является, прежде всего, закрепление и применение студентами знаний, оказание помощи, корректирование работы студента в случае возникновения сложностей с курсом, обратная связь, текущий и финальный контроль), а может (в случае полной автоматизации программы) – сугубо административные (контроль посещаемости, скорость прохождения курса, своевременность выполнения тестовых заданий).
Преимущества дистанционного обучения очевидны:
- Снижение стоимости обучения (занятия с преподавателем в офисе или индивидуально всегда будет дороже, так как при формировании стоимости курса учитывается и работа преподавателя (к каждому занятию он готовится по выбранной программе), аренда помещения, если Вы занимаетесь в школе иностранных языков, работа обслуживающего персонала – менеджеров, администраторов).
- Доступность курса независимо от локации клиента или времени суток (особенно актуально для людей с очень плотным графиком работы и частыми командировками).
- Индивидуальный режим занятий (клиент выбирает, когда и сколько времени он может посвятить курсу, формирует ритм и последовательность курса)
- Возможность прохождения материала в разной последовательности (возвращаться к уже пройденным блокам, проводить освоение материала не в хронологическом порядке).
С другой стороны, как и у любой формы обучения, у ДО есть свои минусы, существенно влияющие на качество результата.
При дистанционном корпоративном обучении повышается актуальность контроля и анализа текущего состояния сотрудников, шкалы прогресса их знаний. Этот тип обучения предполагает большую свободу действий и самоконтроль. А значит, при слабом развитии навыков планирования и целеполагания, эффективность курса может быть снижена.
Культура дистанционного обучения насколько данная форма является типичной для компании-заказчика. Если эта форма является еще новой и неосвоенной, со стороны руководства необходимо пристальное внимание и постоянный feedback от сотрудников. Поскольку при очном обучении кураторство преподавателя является не только информационным, но и психологическим, а обучение в группе способствует формированию конкуренции в освоении знаний и внешей референции (оценка себя через призму мнения коллег, преподавателя), e-learning ориентирует человека на внутреннюю систему оценки и планирования, а она не всегда может быть успешной.
Компьютерная грамотность. ДО предполагает достаточно высокий уровень владения компьютерными программами. Если сотрудник не обладает данными навыками в необходимом количестве, прохождение дистанционного курса может вызвать массу сложностей, а значит, существенно снизить желание учиться.
Содержание программы. Если при очном обучении – это ложится на плечи преподавателя, при дистанционном обучении данная функция равномерно распределяется между преподавателем (как составителем и, в некоторых случаях, куратором курса) и техническими разработчиками. Чем интереснее программа тем быстрее она вовлекает в процесс обучения, чем более продуман алгоритм подачи и контроля усвоенного материала тем эффективнее будет ДО.
Дистанционное обучение иностранным языкам приобретает все больше приверженцев, однако при корпоративном обучении полный перевод курса в электронный вариант является нежелательным в виду вышеуказанных причин. Наиболее оптимальным является частичное использование e-learning, например в таких курсах, как business writing, или в качестве создания электронной библиотеки учебных пособий (текстов, видеоматериалов, тестов). В любом случае, степень «дистанцированности» обучения должна расчитываться для каждой компании индивидуально, исходя из целей и задач, которые ставит перед собой клиент, выбранного курса обучения и наличия технической базы для осуществления программы.
Олеся Борисенко
Версия для печати
|