КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Конкурс
Новости
Календарь образовательных выставок
   
  ЯЗЫКОВЫЕ ЦЕНТРЫ
Интервью со студентами. Учить или не учить английский
Интенсивные курсы: плюсы и минусы
Интервью с преподавателем.
Карта
   
  ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Голоса ушедших языков
Субкультура на всех языках мира
Учись развлекаясь
   
  МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ
Как я сдавала PET (Preliminary English Test)
Международные экзамены по французскому языку
Таблица по международным экзаменам
   
  ОБУЧЕНИЕ И КАРЬЕРА
Работа переводчика на радио
Я бы в Англию пошел…Пусть меня научат!
   
  ЯЗЫКОВОЙ ТУРИЗМ И ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Образование в Канаде
Новая Зеландия – страна природных и лингвистических контрастов
Обучение за рубежом
   
  ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Детские языковые лагеря в Испании и на Мальте
Учиться никогда не…рано!
Детские международные экзамены. Что это?
Word Pay
   
  ЯЗЫКИ И МУЛЬТИМЕДИА
Дистанционное обучение: знания становятся ближе
   
  ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Сертификат для преподавателей TKT
   
  НА ДОСУГЕ
Puzzles
Crossword
 


Журнал «Иностранные языки PLUS»
осень 2008


 ЯЗЫКИ И МУЛЬТИМЕДИА  Дистанционное обучение: знания становятся ближе

Дистанционное обучение: знания становятся ближе

 Рынок корпоративного обучения иностранным языкам в последнее время является очень востребованным. Компании-провайдеры совершенствуются в предлагаемых услугах: вариативность программ, способы оплаты курсов, методики — все направлено на то, чтобы сделать обучение доступнее, систему оплаты — более гибкой, а цену обучения — существенно ниже. Одним из направлений деятельности, призванным обеспечить услугой большее количество клиентов с меньшими затратами (как для компании, так и для клиента) является ДО — дистанционное обучение. Одна из первых ассоциаций, возникающих при упоминании данного типа образовательных услуг, — заочное обучение. Так ли это?

Дистанционное обучение действительно основано на взаимодействии удаленных друг от друга педагога и студента. Но самое главное, что отличает его от заочного типа обучения, это возможность индивидуальных занятий и средства осуществления данного взаимодействия – телекоммуникационные технологии и ресурсы сети Интернет (дис-танционные образовательные технологии – ДОТ).

Фактически, именно развитие информационных технологий способствовало популяризации ДО в формате e-learning.

    Именно они позволили внедрить такие формы обучения как:
  • Дистанционные курсы на CD и DVD носителях;
  • Интерактивные курсы online;
  • Форумы и блоги;
  • Электронная почта, рассылки;
  • Чаты и общение через месседжеры (ICQ) и Skype;
  • Теле- и видеоконференции.

Уникальность дистанционного обучения состоит в том, что оно стандартизировано (программа, которую выбирает клиент, содержит установленное количество материала, заданий и тестирований), исключает личностный фактор при обучении (очное взаимодействие преподавателя и студента всегда сопряжено с определенной психологической адаптируемостью, в случае с ДО — это обезличенная программа, которая одинаково работает в любой момент времени и для каждого клиента), имеет возможность задействовать несколько систем восприятия информации (образы, звуки, тексты, их последовательность и соотношение в программе способствуют лучшему запоминанию материала), представляет собой систему различных по уровню сложности и внешнему оформлению блоков, направленных на максимальное вовлечение студента (игры, опросы, flash файлы, всплывающие окна с подсказками, быстрая установка связи с другим файломили изображением). Еще одной особенностью, отличающим ДО от привычного спектра программ по изучению иностранных языков, является наличие не преподавателя, а тьютора. Особенностью данной функции является сконцентрированность на организации процесса, а не на содержании курса. Тьютор может выполнять функции, приближенные к преподавательским (в таком случае его обязанностью является, прежде всего, закрепление и применение студентами знаний, оказание помощи, корректирование работы студента в случае возникновения сложностей с курсом, обратная связь, текущий и финальный контроль), а может (в случае полной автоматизации программы) – сугубо административные (контроль посещаемости, скорость прохождения курса, своевременность выполнения тестовых заданий).

    Преимущества дистанционного обучения очевидны:
  • Снижение стоимости обучения (занятия с преподавателем в офисе или индивидуально всегда будет дороже, так как при формировании стоимости курса учитывается и работа преподавателя (к каждому занятию он готовится по выбранной программе), аренда помещения, если Вы занимаетесь в школе иностранных языков, работа обслуживающего персонала – менеджеров, администраторов).
  • Доступность курса независимо от локации клиента или времени суток (особенно актуально для людей с очень плотным графиком работы и частыми командировками).
  • Индивидуальный режим занятий (клиент выбирает, когда и сколько времени он может посвятить курсу, формирует ритм и последовательность курса)
  • Возможность прохождения материала в разной последовательности (возвращаться к уже пройденным блокам, проводить освоение материала не в хронологическом порядке).

С другой стороны, как и у любой формы обучения, у ДО есть свои минусы, существенно влияющие на качество результата.

При дистанционном корпоративном обучении повышается актуальность контроля и анализа текущего состояния сотрудников, шкалы прогресса их знаний. Этот тип обучения предполагает большую свободу действий и самоконтроль. А значит, при слабом развитии навыков планирования и целеполагания, эффективность курса может быть снижена.

Культура дистанционного обучения — насколько данная форма является типичной для компании-заказчика. Если эта форма является еще новой и неосвоенной, со стороны руководства необходимо пристальное внимание и постоянный feedback от сотрудников. Поскольку при очном обучении кураторство преподавателя является не только информационным, но и психологическим, а обучение в группе способствует формированию конкуренции в освоении знаний и внешей референции (оценка себя через призму мнения коллег, преподавателя), e-learning ориентирует человека на внутреннюю систему оценки и планирования, а она не всегда может быть успешной.

Компьютерная грамотность. ДО предполагает достаточно высокий уровень владения компьютерными программами. Если сотрудник не обладает данными навыками в необходимом количестве, прохождение дистанционного курса может вызвать массу сложностей, а значит, существенно снизить желание учиться.

Содержание программы. Если при очном обучении – это ложится на плечи преподавателя, при дистанционном обучении данная функция равномерно распределяется между преподавателем (как составителем и, в некоторых случаях, куратором курса) и техническими разработчиками. Чем интереснее программа — тем быстрее она вовлекает в процесс обучения, чем более продуман алгоритм подачи и контроля усвоенного материала — тем эффективнее будет ДО.

Дистанционное обучение иностранным языкам приобретает все больше приверженцев, однако при корпоративном обучении полный перевод курса в электронный вариант является нежелательным в виду вышеуказанных причин. Наиболее оптимальным является частичное использование e-learning, например в таких курсах, как business writing, или в качестве создания электронной библиотеки учебных пособий (текстов, видеоматериалов, тестов). В любом случае, степень «дистанцированности» обучения должна расчитываться для каждой компании индивидуально, исходя из целей и задач, которые ставит перед собой клиент, выбранного курса обучения и наличия технической базы для осуществления программы.


Олеся Борисенко


Версия для печати





Copyright © Study.ru, 2000-2008